+7 (495) 739-2701
+7 (495) 663-7735

28 ноября 2011 года подписан Федеральный закон № 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
22.02.2012

Закон направлен на решение трех основных вопросов:
1)    повышение качества проектной документации путем развития института негосударственной экспертизы;
2)    введение имущественной ответственности собственников зданий и сооружений;
3)    регулирование вопросов эксплуатации зданий и сооружений.

Новые нормы Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с Федеральным законом № 337-ФЗ, вступят в силу с 1 апреля 2012 года.

Нормы уточняют основания и порядок осуществления государственной и негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, в частности, порядок аттестации физических лиц на право подготовки экспертных заключений и аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы.

Государственные и негосударственные экспертные организации будут иметь равноправные условия работы, а строительный бизнес получит альтернативу в выборе организации, выдающей экспертные заключения.

Государственной экспертизе подлежит проектная документация следующих объектов (в соответствии с п. 5.1 статьи 6, п. 3.4 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации):

•  объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

•    объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
•    посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом;
•    в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
•    на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации;
•    объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну;
•    автомобильных дорог федерального значения;
•    объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального, регионального  и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального, регионального и местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта);
•    объектов, указанных в статье 48.1 настоящего Кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов;
•    объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности;
•    иных объектов, определенных Правительством Российской Федерации;
•    результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных выше объектов.


В отношении объектов, не попавших в данный перечень, может проводиться негосударственная экспертиза проектной документации.

В соответствии с ч. 1 ст. 50 Градостроительного Кодекса РФ застройщик или заказчик либо осуществляющее на основании договора с застройщиком или заказчиком подготовку проектной документации лицо может направить проектную документацию и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, на негосударственную экспертизу.

Порядок проведения негосударственной экспертизы в отношении проектной документации на объекты капитального строительства и (или) в отношении результатов инженерных изысканий для подготовки этой документации закреплен Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1070 «О негосударственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий».

Негосударственная экспертиза проводится организациями, аккредитованными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - экспертная организация), по инициативе застройщика, заказчика либо лица, осуществляющего на основании договора с застройщиком или заказчиком подготовку проектной документации или инженерные изыскания (далее - заявитель). Последним постановлением правительства от 17 октября 2011 года № 845 в п.2 установлено, что аккредитация организаций на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий проводится Федеральной службой по аккредитации.

Объектом негосударственной экспертизы являются проектная документация в полном объеме или ее отдельные разделы, а также результаты инженерных изысканий.

Негосударственная экспертиза может проводиться в отношении проектной документации и результатов инженерных изысканий любого объекта капитального строительства (отдельного этапа строительства, реконструкции, капитального ремонта), в том числе объекта капитального строительства, проектная документация которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит обязательной государственной экспертизе.

Предметом негосударственной экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации:

а) техническим регламентам (в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности);

б) результатам инженерных изысканий;

в) установленным (утвержденным, выбранным для расчета) сметным нормативам - в части оценки сметной документации, разработанной в составе проектной документации;

г) градостроительным регламентам;

д) градостроительному плану земельного участка;

е) национальным стандартам;

ж) стандартам организаций;

з) заданию на проектирование.

Положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации в силу ч. 8 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ может прилагаться к заявлению о выдаче разрешения на строительство.

Субъектами правоотношений по проведению негосударственной экспертизы проектной документации являются либо застройщик, либо заказчик, либо осуществляющее на основании договора с застройщиком или заказчиком юридическое или физическое лицо, с одной стороны, и коммерческое либо некоммерческое юридическое лицо, учредительные документы, а также документ о государственной аккредитации которого позволяют ему осуществлять негосударственную экспертизу, с другой стороны. Между указанными субъектами заключается договор возмездного оказания услуг. Согласно ст. 779 ГК РФ, исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. 

  Негосударственная экспертиза инженерных изысканий 

1. Экспертиза результатов инженерных изысканий и проектной документации:

- на проведение геолого-физических исследований, поисков, разведки , добычи и переработки минерального сырья месторождений полезных ископаемых;

- на проведение геоэкологических, гидрогеологических и инженерно-геологических работ;

- на проведение морских геолого-географических работ;

- на строительство, консервацию и расконсервацию: скважин на нефть, газ, твердые полезные ископаемые, водоснабжение, параметрических месторождений, включая обустройство, углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых;

- на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт зданий, строений и сооружений, связанных со строительством скважин и месторождений полезных ископаемых и иных объектов.

2. Экспертиза сметной части проектной документации, геоэкологических, гидрологических и инженерно-геологических федеральных, региональных и муниципальных программ и работ.

3. Оказание экспертно-консультационных услуг по экспертизе результатов инженерных изысканий и проектной документации, включая сметную часть.

4. Методологическое и методическое обеспечение экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, включая сметную часть, в том числе внедрение инновационных технологий геологоразведочных работ.